Поездки Н.Ю. Клюге для сбора и выведения поденок (Ephemeroptera)

25.XII.2011—14.II.2012

  

Никита КЛЮГЕ

Как мы ездили в Чили

   

в начало

Часть 1. Река Мауле

Часть 2. Лос Руилес

Часть 3. Пуэрто Монтт

Часть 4. Орноперен

Часть 5. Из Орноперена в Чайтен

Часть 6. Чайтен

Часть 7. Остров Чилоэ

Часть 8. Пуэло маленькое и Пуэло большое

Часть 9. Энсенада

Часть 10. Озеро Всех Святых

Часть 11. Город Осорно

Часть 12. Яблоновка

Часть 13. Науэльбута

Часть шестая

Чайтен

 

По поводу оптимистичного вида у парочки на предыдущей фотографии: велосипедисты в Патагонии выглядят вообще очень оптимистично. Еще около Орноперена у нас спрашивал дорогу мальчик, который ехал на велосипеде в Антарктиду. Причины для их оптимизма на самом деле есть, и мы это скоро поняли.

Только приехав в Чайтен, мы узнали от ребят, с которыми вместе искали кемпинг, что три года назад здесь извергся вулкан и засыпал весь город пеплом. Жители тогда благополучно эвакуировались. Теперь полгорода откопали, но многие жители в откопанную часть не вернулись, а в неоткопанную тем более, так что город выглядит пустоватым.

 


бухта и город Чайтен (продолжение предыдущей фотографии)

В неоткопанной части города

   

 Мы сначала не придали этому значения и отправились в национальный парк Пумалин, что неподалеку. На въезде в парк почему-то огромные аккуратно подстригаемые газоны, которые эффектно смотрятся в окружении снежных гор. 

 

   

Речка, текущая под Карловым мостом, выглядит многообещающе в смысле поденок, но оказалась почти пустой. 

  


Карлов мост есть не только в Праге

        

Мы долго не могли понять, почему вся почва под тонким слоем листового опада состоит из чего-то серого и однородного, и из такой же серой субстанции состоит содержимое гнилых пней под слоем мха, и та же серая субстанция покрывает ветви деревьев сверху, свисает с них снизу и склеивает лианы. Только потом догадались, что это вулканический пепел. Смотритель парка подтвердил это и сказал, что то облако, которое засыпало Чайтен, прошло и здесь. 

 


лианы, склеенные вулканическим пеплом 

  

Если не копать землю и пни, лес большей частью выглядит зеленым и свежим, а деревья, включая большие и старые, стоят совершенно не попорченными. 

 

старые деревья совсем не пострадали от извержения

  

Специальная туристическая тропа в национальном парке приводит к болотечку, где до извержения жила лягушка Дарвина, и где она больше не живет. 

Мы сходили к горячим источникам километров за десять, и нашли там более обитаемые речки, хотя и там тоже все завалено пеплом. Один ручей там оказался совсем странным (см. фото). По обоим его берегам тянутся высокие валы из смеси пепла с окатанными касками дерева любого размера (от сучьев до крошек), как будто все это крутили в бетономешалке, а по обе стороны от этих валов стоит совершенно нетронутый лет. Сам ручей, текущий среди серого пепла, весь расцвечен разноцветными (зелеными, красными, желтыми) камнями, травами, мхами, водорослями, густо населен поденками и всевозможными другими насекомыми. Внизу в ручей впадает горячий источник, и в этом месте он населен еще гуще, причем именно самыми "холодолюбивыми" нотогейскими видами поденок. 

   

странный ручей

     

Но нам не довелось долго ловить в этом ручье, потому что пришлось спасаться от невообразимых полчищ слепней: к уже известному вам tabano nigro (Scaptia lata) (который всегда и везде висит и гудит вкруг в количестве 5-10 штук) добавились еще какие-то более мелкие, но более многочисленные серые слепни. Непонятно, что делают слепни там, где нет ни скотов, ни людей, так же, как непонятно, кто так аккуратно перемолол и перемешал с пеплом древесину вокруг ручья.

Чтобы убраться из зоны, засыпанной пеплом, мы решили ехать дальше на юг. От Чайтена до самого Айсена (а это далеко на юге) Carretera Austral идет по долинам, так что не нужен ни паром, ни карабканье по горным склонам. Дорога здесь широкая и асфальтированная, а в районе Айсена вообще имеется целая сеть дорог, и по ним ходят автобусы трех кампаний. Поэтому я по наивности думал, что после того, как мы доедем до Чайтена, дальнейший путь на автобусах станет легче. Из Чайтена в Айсен, действительно, ходит автобус; по четвергам. Вероятно, билет на него надо покупать по другим четвергам, и только в Чайтене, и только если повезет. Зато до ближайшего поселка Палена автобус ходит каждый день, но ма-а-а-ленький такой. В лавке нам сказали, что он выходит из Чайтена в 11, значит здесь будет в 12, в смысле в час, то есть его надо ждать в 2, и он придет в 3. Мне пришлось это перевести Людмиле, поскольку она окончательно запуталась в Испанских числительных. С утра вдоль дороги сидели группки чего-то ждущих путешественников с рюкзаками, а мимо проезжали в южном направлении вереницы оптимистичных велосипедистов. Один француз вообще проехал туда лежа на чем-то четырехколесном с педалями. В середине дня мимо нас пронесся какой-то автобус без опознавательных знаков, надо, полагать, наш. После этого мы пересели на другую сторону дороги и стали ждать чего-нибудь в северном направлении, т.е. в Чайтен, что тоже было делом безнадежным.
    


обратно в Чайтен