Поездки Н.Ю. Клюге для сбора и выведения поденок (Ephemeroptera)

25.XII.2011—14.II.2012

Часть 13. Науэльбута

Часть седьмая

Остров Чилоэ

Вообще-то едучи в Чили, я планировал поймать там всех поденок, описанных из Чили, а заодно пелоридиид, наннохорист, агатемер и нотиотауму. Пелоридииды — это такие недоклопы; крылатого пелоридиума ловили в XIX веке где-то за Мысом Горн, а короткокрылых известно несколько видов и гораздо ближе. Я думал, что если порыться в подстилке нотофагусного леса, то там они и будут. В Лос Руилесе подстилка была только сушеная в баночке, в Орноперене больше не нотофагуса, а чего-то другого, а в окрестностях Чайтена все сделано из пепла. У наннохорист личинки живут в воде. Поэтому я думал, что они сами поймаются, когда мы будем ловить поденок. Когда они сами не поймались, мы пошли к горячему источнику, где их когда-то кто-то ловил, но и там их не нашли. Возможно, их там уничтожил пепел, как и ту лягушку Дарвина (см. выше). Агатемер (это такие недопалочники) вообще искать бесполезно, потому что они обитают где угодно и едят что угодно. А нотиотаума существует только весной и не здесь. Следующим ближайшим местом, где когда-то ловили наннохорист, был некий Ahoni на острове Чилое, и туда не залетала туча вулканической пыли.

Остров Чилое считается очень замечательным местом для туристов с палатками, они так туда и валят со всего Чили. Вот и на пристани в Чайтене они стоят в очередь на корабль, с велосипедами и без.

Что они там нашли, ума не приложу. Корабль отчалил, мимо него проплыло то животное, которое давеча проплывало мимо кемпинга, а с борта открывается вид на Анды и вулканы. Некоторые путешественники, съездившие в Чили на пару недель, потом возмущаются на весь интернет, что только такой вид они там и видели.

вид на Анды и вулканы

вид на остров Чилое

На острове Чилое нет ни Анд, ни вулканов, только однообразная холмистость. Корабль причалил к самому южному городу Quellon, в котором официально заканчивается та самая Panamericana, которая идет от Аляски и выглядит заканчивающейся в Пуэрто Монтте. А нам надо не в Quellon, а деревню рядом с Queilen (интересно, сами чилойцы способны запомнить, чем различаются эти названия?) С чем на Чилое все в порядке, так это с автобусами (в отличие от противоположного берега). Так что мы быстро доехали до того места, где я надеялся найти этот Аони. На одной карте я видел название "Ahoni", а на другой — кемпинг на том же месте, и поэтому решил, что в Ahoni есть кемпинг. По выражению лица кондуктора я догадался, что это не так. После долгих консультаций нас высадили на пустом месте, из которого торчала табличка "Agoni". Мы вскарабкались на холм, отделяющий шоссе от моря, и на его вершине нашли дом, хозяева которого сказали, что то ли Agoni, то ли Ahoni находится под холмом на берегу моря, а кемпинг находится в 4 км дальше по шоссе от того места, где мы полезли на холм. Шоссе тоже оказалось весьма холмистым, а через 4 км мы нашли не кемпинг, а указатель в сторону моря, на котором написано, что там в 3 км есть деревня Lelbun и кемпинг.

Хотя дорога к морю, как ей и положено, спускается вниз, она еще умудряется местами круто подниматься вверх. Через 3 км, у берега моря, уже в сумерках мы увидели Странное Место. Посередине большого пустыря стоит чешуйчатая церковь, похожая на замок вампиров, и, видимо, давно не открывавшаяся, а по краям этого пустыря там с сям стоят неприметные домики, некоторые поросшие быльем и розами.

На фотографиях, которые мы сделали позже при свете дня, видно, как из Кладбища за церковью гуськом выходят смиренные овцы и тем же строем следуют к Большому Дереву.

Доволочив свои тела до церкви, мы прислонили к ней рюкзаки и пошли искать, кого бы спросить. Самая маленькая неприметная избушка на краю пустыря оказалась "супермаркетом", причем открытым. В нем были Странные Люди, которые сначала не хотели нам говорить, где кемпинг, а потом все стали уверять, что кемпинг не только существует, но что в нем в столь поздний час есть для нас еда, так что здесь нам покупать ничего ненужно. Мы не поверили, и что-то купили. В соседней избушке тоже был супермаркет, но с бильярдом, и там были совсем другие Странные Люди. Все это напоминало начало из какого-то ужастика вроде "От заката до рассвета". Пройдя еще километра три, мы в полной темноте нашли пустой запертый кемпинг, влезли в него, выдернув из ограды столб, нашли там выключатель у туалета, поставили палатку, сварили ужин и легли спать, размышляя о том, специально ли нас послали сюда вампиры, чтобы ночью высосать, или так обойдется. С текучей водой на Чилое вообще плохо, и в этом месте в том числе. Между вездесущими холмами попадаются ямы с тухлой водой и ямы, где раньше была тухлая вода. Так сто самодельные водопроводы тянутся куда-то далеко, от одной такой ямы к другой, а хозяин кемпинга наливал в удобства воду из канистры. На фотографии видно, как я ловлю поденок в единственной в этих краях реке.

Единственная в этих местах река.

Типичный дом: чешуйчатые стены и витрина с сухими цветами, а вокруг бурьяны, тщательно огороженные колючей проволокой

Нам вскоре стало скучновато, и мы поехали с этого острова восвояси. Нужно было делать пересадку в Кастро, а там на автовокзале мы увидели кассу, на которой написано, что автобус едет в национальный парк Чилое. Поскольку в этот национальный парк вообще нет дороги, я удивился, и от удивления купил туда билеты.

Это оказался не национальный парк (в который действительно нет дороги), а территория около Bahia Cucao, юридически принадлежащая администрации национального парка. На этой территории эта администрация сделала развлекательно-познавательный комплекс. Развлекательность состоит в том, что там сделаны дорогие места для палаток, от которых можно дойти до берега лимана и в нем выкупаться. А познавательность состоит в мостках, которые идут через такой своеобразный лес, через который без мостков никакими силами не пройти.

пейзаж около моря

вид на лесок, в который идет познавательная тропа

познавательная тропа внутри лесочка

Мы приобщились к этому познанию, а развлекаться не стали, и вернулись в Кастро. В Кастро, помимо прочих достопримечательностей, есть огромная готическая церковь XVII века, которая, как и все на Чилое, построена из дерева. Переночевав в гостинице в Кастро, мы поехали на материк.

На последней фотографии пролив между Чилое и материком.